Информационный портал по саморегулированию

Проблемы жилищного строительства - можно ли хоть что-то с этим сделать?

Доброго времени суток, господа. Давно я тут не писал. Буду исправляться.

Сегодня я хочу вам рассказать о том, какие сейчас существуют проблемы современного строительства жилых домов в России.

Для тех, кто не знает, расскажу, как специалисты на сегодняшний день вычисляют коэффициент доступности жилья. Берется средняя стоимость стандартной квартиры 54 кв. метра и делится на средний годовой доход семьи, состоящей из трех человек.


Считается, что жилье является доступным, если данный коэффициент не превышает срока в три года. Если данный параметр находится между 3 и 4, то квартиру можно назвать не очень доступной. Если же коэффициент доступности жилья составляет от 4 до 5 лет, говорят, что приобретение осложнено. О квартире, коэффициент которой составляет более 5 лет, специалисты отзываются как о существенно недоступной.

И данные стандарты приняты на территории всего цивилизованного мира! Причем, в европейских странах стандартной квартирой считается помещение площадью в 70 кв. метров.
Это было вступление, а теперь обсудим непосредственно проблемы современного строительства. В России на сегодняшний день коэффициент доступности жилья составляет 4,48 года (приобретение осложнено). И это только в том случае, если приобретать жилье на первичном рынке. Если же рассмотреть более популярный вторичный рынок, то можно будет засвидетельствовать прискорбный факт. Все жилье там будет существенно недоступным (5,12 года).


Таким образом, все жилые площади в нашей стране фактически являются недоступными для семей с достатком на уровне среднего или ниже! Под удар здесь попадают и молодые или многодетные семьи, и одинокие матери, и прочие люди, которых так старается поддержать наше государство.

Разумеется, были предприняты попытки решить данную проблему. На сегодняшний день полным ходом идет реализация программы «5*5». Под этими цифрами подразумевается следующее: в планах государства пять лет подряд ежегодно вводить в эксплуатацию по 5 млн. кв. метров жилых площадей. Причем, не каких угодно, а рассчитанных именно на относительно небольшой бюджет среднестатистической семьи.

Это обеспечивается специальными пунктами, прописанными в договорах с застройщиками. Во-первых, подписывая документ, они обязуются продать как минимум половину площади по цене, на 20% ниже текущей рыночной стоимости. Во-вторых, цена одного квадратного метра при любом раскладе не будет превышать 30 тысяч рублей.

Разумеется, принимая эти условия, застройщик оказывается не в самом выгодном положении. И именно тут и проявляется поддержка государства. В разных регионах эта проблема решается по-разному, в зависимости от их специфики и возможностей. Кто-то бесплатно предоставляет землю под постройки, кто-то выделяет средства из бюджета, кто-то покрывает часть расходов. Все стараются, как могут. Ведь при реализации программы «5*5» счастливыми владельцами нового жилья станут 460 тысяч семей с достатком на уровне среднего или ниже.

Но и тут есть свои подводные камни. Как уберечься от спекулянтов, желающих приобрести недорогое жилье и потом продать его на вторичном рынке в два раза дороже? Как уберечься от работы «спустя рукава» со стороны непорядочных подрядчиков? Как определить, что квартиру приобретают именно те, кто в ней больше всего нуждается (к примеру, молодые семьи)?


Далеко не все вопросы подобного рода еще решены. Но, тем не менее, строительство уже началось. Ведь лучше решать эти вопросы по ходу дела, когда каждый день возводится новый этаж очередной многоэтажки, не тратя на это еще несколько лет. Вы согласны? Ведь чем дольше откладываются постройки, тем дольше где-то в тесной комнатушке плачет маленький ребенок.

Показатель надежности СРО

Сегодня количество ненадежных СРО растет в геометрической прогрессии! С чем это связано? В первую очередь с тем, что сейчас открыть СРО при наличии бабла и административных связей может любой желающий.

Во-вторых, несмотря на то, что СРО носит статус некомерческого партнерства, основной целью которого не является коммерческая выгода, и на первый взгляд кажется, что в качестве бизнеса это не самая удачная идея, на практике это золотая жила!

В-третьих, если у Вас уже есть СРО, то второе, третье, четвертое, пятое и т.д. открыть проще простого! Вам даже деньги практически не понадобятся, так как у вас и так будут огромные деньжищи на руках (комфонды ваших членов). Отсюда, кстати, вытекает один очень интересный момент, несмотря на то, что количество СРО увеличивается, власть над бОльшей их частью сосредоточена в определенном кругу лиц. Я наслышан о внутренней кухне СРО и поверьте Остап Бендер со своими комбинациями нервно курит в сторонке. Там порой с комфондами такие чудеса происходят, что их авторам в пору давать Нобелевскую премию по экономике. Самые ловкие умудряются еще и в рамках закона всё проворачивать, так что даже при огромном желании не подкопаешься.

А вот еще очень интересная вещь о спрятанных реестрах. Некоторые СРО успешно используют разные уловки для того, чтобы скрывать информацию о своих членах. Чаще всего они не размещают реестр в виде конкретного списка со всеми данными своих членов, которые кроме реквизитов организации, должны содержать еще и перечень видов работ, на которые у организации получен допуск и другие не менее важные сведения. Т.е. получается, что СРО зачем-то ПРЯЧУТ ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ РЕЕСТРОВ!

Кстати проверьте реестр своего СРО по поисковой форме на их сайте. Вводите ИНН или название организации. Вместо полноценного реестра с полными данными на каждую организацию можно обнаружить окошко с просьбой ввести поисковый запрос,который кстати еще и криво работает, и даже по ИНН не всегда удается найти интересующую организацию. Получается что если ВАМ ОЧЕНЬ НАДО, то вы найдете информацию о компании, которая вас интересует, но увидеть полную картину того, кто состоит в этом СРО практически нереально. Что это значит?

Может быть у вашего СРО либо нет нормального сайта и спецов на его обслуживание, либо организация что-то скрывает и есть повод задуматься, почему СРО намеренно скрывает информацию? Да все просто! те кто стоит за СРО прекрасно понимают, что за контингент состоит в ее рядах и не особо хочется распространятся о своих клиентах в силу некоторых причин.

Одна из причин: долго некоторые члены СРО "не живут" и это связанно со спецификой деятельности псевдо строительных компаний, которым допуск нужен, чтобы реализовать разные незаконные дела и как только цель достигнута, компанию сразу же отправляют в утиль, при этом компфонд остается в СРО. Не самое худшее развитие событий для СРО, правда? Именно поэтому владельцы СРО так заботятся о конфиденциальности своих клиентов.

Еще один фактор сокрытия информации в реестре это слишком большое количество участников, которое может вызвать лишние подозрения. Все еще помнят недавние события с одним из самых крупных СРО в нашей стране и наученные горьким опытом теперь с осторожностью смотрят на такого рода гигантов в сфере СРО. Так же как если в СРО не более 120 участников, то у многих не появится желание вступить в ее ряды, ведь она либо только начала свою деятельность, либо у нее явно какие то проблемы (хотя есть еще и третий вариант: там все СВОИ). Здесь получается палка о двух концах, с одной стороны много членов - слишком подозрительно, а когда мало - не солидно и тоже подозрительно :)

Еще одна причина это человеческий фактор. Иногда случается и так, что вести реестр просто некому. Ведь в сро ежедневно вступает до 20 организаций, а для того чтобы размещать полную информацию об этих компаниях и вносить изменения о старых членах СРО, нужен хотя бы один человек, который за это отвечает. В большинстве же случаев в качестве дополнительной нагрузки эти обязанности распределяют между собой сотрудники СРО и чисто физически не успевают все делать вовремя. Но это я уже придираюсь, если не забывать, что мы говорим о СРО, цель которого получить побольше бабла, а все остальное мелочи.

Ждут ли нас перемены в ближайшем будущем? В начале июня этого года президент подписал закон "Об информационной открытости саморегулируемых организаций", который должен будет изменить сложившуюся ситуацию, но до сих пор проблема скрытных реестров не решена. Я читал этот закон и там пока говориться только о том, что реестр членов сро представляет собой информационный ресурс, который соответствует требованиям федерального закона и содержит систематизированную информацию о его членах, а так же сведения о юр.лицах прекративших членство в СРО. Поэтому сро, которые не указывают полную информацию в реестре, формально не нарушают закон и продолжают размещать информацию о своих членах так, как им выгодно. Чтобы решить эту проблему власти должны утвердить конкретный порядок размещения информации в реестре и обязательное содержание этой информации на официальных сайтах СРО о своих членах.

В заключение хотел бы в очередной раз напомнить всем, кто ищет не только легкий путь вступить в СРО, но еще и максимально дешевый. Вся ответственность за судьбу вашей фирмы в рядах СРО лежит целиком на ее владельце, выбирающем в какое СРО вступать. Мы живем не в 18 веке, есть интернет, где можно узнать сильные и слабые стороны, да че уж там, можно узнать вообще всю подноготную абсолютно любого СРО! и НИКОГДА НЕ ВЕРЬТЕ тому, кто предлагает вам вступить в СРО на суперусловиях супердешево!

Как выйти из СРО?

Очень больной вопрос для тех, кто в свое время понавступал в разного рода СРО , а теперь не знает как из него выйти. И второй не менее больной вопрос: возможно ли вернуть хотя бы комфонд? Или в крайнем случае перевести его в другое СРО.

Разочарованные в выборе саморегулируемой организации (оно то и понятно, сказочные условия при вступлении оказались не более чем приманкой для дальнейшего выкачивания бабла под разными предлогами) или если сама компания больше не выполняет те виды работ, на которые у нее получен допуск, в такой ситуации свидетельство СРО становится в тягость так как необходимо продолжать платить членские взносы. Да еще и ежегодные проверки каким то образом умудряться проходить. В такой ситуации встает вопрос о выходе из СРО, но как же это сделать?

По закону любому участнику СРО обеспечен свободный выход из СРО, вас там никто не держит, и никому вы там по большому счету не нужны. СРОшникам нужны только ваши деньги (комфонд и членские взносы).Поверьте моему опыту, о вашей компании вспоминают только тогда, когда образуется задолженность за 2-3 месяца, а затем любезные менагеры (специалисты отдела обслуживания, как некоторые себя называют) будут вам названивать и напоминать о задолженности, пригрозив, что мол исключат вас батенька, коли денежку платить не будете. Пока окончательно вам все это не надоест, и вы либо оплатите долг, либо пошлете их подальше и закроете свою контору. Во втором случае не видать вам своих денег обратно и растворятся они где то в кармане общего комфонда СРО.

Так вот, из СРО можно выйти только двумя способами: добровольно и принудительно.
При добровольном выходе из состава членов СРО необходимо выполнить несколько условий:
подать заявление о выходе из СРО,
приложить оригинал свидетельства о допусках,
представить платежку, подтверждающую отсутствие у компании долгов по взносам перед СРО,
оригинал выписки ЕГРЮЛ и решение учредителей (требуется только в некоторых СРО).
Принудительное исключение из СРО это крайняя мера. Поводом для принудительного исключения из состава участников СРО могут стать:
нарушение регламентов и стандартов, повлекшее за собой причинение материальногого вреда или ущерба здоровью людей,
нарушение требований к выдаче допусков СРО и правил саморегулирования,
неуплата членских взносов,
отсутствие у члена СРО допуска на какой то из видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов кап. строительства.

Вообще для того что бы вас исключили за неуплату членских взносов надо еще постараться, по этому переживать что у вас просрочка платежа на 1 месяц, и судорожно метаться в поисках бабла просто нет необходимости, всегда можно договориться с СРОшниками, там ведь тоже люди работают. Бывали случаи, когда я по пол года ни копейки не платил, и ничего, сейчас до сих пор состою в СРО, главное не терять с ними связь, и всегда говорить, что вот-вот все оплатим, просто ждем оплаты от заказчика. Проверено, работает!
Так как же все таки вернуть деньги? Добровольно или принудительно покинувшие СРО не могут возвратить свои деньги, внесенные в комфонд СРО. Так что как бы вы там не старались, а денег ваших вам не видать ни при каких условиях. Единственным исключением являются случаи, предусмотренные фед. законодательством на момент исключения из числа участников СРО. Такими случаями являются поправки в законе. Возможность получить назад взносы предоставлялась компаниям, вышедшим из состава СРО в какой то период с 2010 по 2011 (точных дат не помню), которые осуществляли только те виды деятельности, на которые допуски СРО были отменены поправками к перечню видов работ.
Так что сидим, ждем, пока господа законотворцы в очередной раз не решат, что для того что бы поменять лампочку в подъезде допуска не надо, я конечно утрирую, но все же, пока Минрегион не исключит ваши виды деятельности из перечня видов работ, о возврате денег даже не думайте.

Правда есть еще призрачный шанс попытаться вернуть свои деньги в судебном порядке, доказав, что СРО ведет свою деятельность с грубыми нарушениями законодательства, и сложившиеся обстоятельства и несправедливость вынуждают вас покинуть ряды партнерства. Но сразу предупреждаю, что в одиночку ввязываться в подобную авантюру весьма рискованное дело, лучше всего скооперироваться с другими компаниями, которые тоже не довольны деятельностью вашего СРО. В таком случае шансов становится гораздо больше, а если вам еще удастся поднять шумиху в прессе (а может еще и в телевидение сунуться), то СРОшники могут попытаться пойти на мировую, они же не хотят чтобы их репутация пострадала.
Вот такая вот история, получается что СРО это билет в один конец, поэтому тщательней выбирайте организацию, и не поддавайтесь искушению вступить в первое подвернувшееся некоммерческое партнерство с самыми якобы идеальными условиями. Не поленитесь и потратьте пару дней на то, что бы почитать в интернете что пишут люди о разных СРО, а потом уже выбирайте.

Как работает система госзакупок в нашей стране


Все знают, что система госзаказов должным образом не работает из-за коррупции. Некоторое время назад создавалось впечатление, что она прогнила настолько, что пытаться выиграть честным путем тендер практически невозможно. По прошествии пяти лет после начала вступления в силу закона о госзаказах (94-ФЗ) государство решило справиться с накопившимися проблемами, осуществляя 80% всех госзаказов через электронные аукционы. Возникает естественный вопрос – оправдала ли система электронных торгов возлагаемые на нее ожидания, каковы ее достоинства и недостатки?


Предыстория вопроса

Можно сказать, судьба у закона 94-ФЗ сложилась нелегкая. С самого принятия его сопровождали всевозможные проблемы. Закон получился «сырым». В нем существовало множество лазеек и дыр, дающих возможность госзаказчикам «ненужные» компании выбрасывать из процесса, «нужные» – доводить до победы. Вот примеры подобных дыр и противоречий.

Сначала торги были чисто «бумажными». Т.е. все документы предоставлялись в бумажном виде, причем – обязательно пронумерованными. Все страницы должны были иметь свой номер. Одновременно закон требовал предоставления некоторых документов нотариально заверенными. Суть противоречия. Если нотариальные документы нумеровались, они утрачивали свой нотариальный статус. Если они не нумеровались, нарушалось требование закона об обязательной нумерации. Получалось, что любого (читай, «ненужного») участника торгов можно было на вполне законном основании снять с аукциона.

Важным моментом, который существовал с самого начала действия закона, была непрописанность ответственности госслужащих, проводящих госзаказ. Впоследствии была разработана и принята система штрафов, которым подвергались физические лица, отвечающие за госзаказ. В настоящее время размер штрафов довольно внушительный. В некоторых случаях он соизмерим со стоимостью самого госзаказа. К контролю за действиями госслужащих подключили ФАС, которая может внезапно нагрянуть с проверкой к госзаказчику по «первому свистку» любого из участников торгов. Что она и делает в действительности – и с большим успехом, чему способствует ее нормальный правовой статус в деле госзаказов.

К моментам, способствующим наведению порядка с госзаказами, можно отнести и мировой кризис с его дефицитом денежных средств, потребовавший изыскивать резервы (тут как говорится, не было бы счастья...).


О коррупции вообще

Вряд ли кто-нибудь сегодня осмелится сказать, что коррупции в России нет. Она, к сожалению, есть, и факт этот – неоспоримый. Любая система государственного регулирования имеет в этом отношении слабые места. В том числе – и система госзаказов.
320417b7aefd9fe607714c87e3e56e5f.jpg
Как работает коррупционный механизм, могу пояснить на примере с ГИБДД, близком подавляющему большинству наших граждан. Все, кто имеет автомобили, знают, что многие сотрудники это уважаемой организации являются коррумпированными. Тем, кто в этом сомневается, предлагаю провести несколько экспериментов.

Эксперимент 1
Промчитесь со скоростью, скажем, 138 км/час мимо поста ДПС, где-нибудь на КАДе или другом скоростном шоссе. Такая скорость будет означать, что вы превысили допустимую на 38 км/час и должны быть наказаны штрафом 300 руб. Так вот, я вам гарантирую, что вас никто и никогда не остановит. Почему? Да потому что навар в 300 рублей слишком маленький, чтобы тратить на вас драгоценное время инспектора.

Эксперимент 2
Превысьте скорость на 50 км/час. На этот раз вас остановят. Но если вы примените одну уловку, то в трех из четырех случаев (как это бывает со мной), вы сможете избежать штрафа (от 1000 до 1500 руб.), отделавшись предупреждением. Что я делаю в подобных случаях? Сев в машину инспектора, сразу заявляю – виноват, нарушил, пишите протокол. Не нужно обладать талантом физиогномиста (это такая штука, когда по выражению лица можно сказать о внутреннем содержимом человека), чтобы замечать легкую тень неудовольствия, всегда возникающую на лице инспектора при этих словах.

Сие выражение означает, что:

а) инспектор просек, что денег он с меня не получит;
б) он осознал, что при этом ему придется еще и работать (составлять протокол);
г) инспектору работать «бесплатно» не хочеться.

Мозг трех из четырех инспекторов вполне логично рассудит: "ну зачем же сразу – протокол. Можно ограничиться и предупреждением, которое по трудозатратам практически равно нулю." Как результат – я выхожу из машины с предупреждением вместо штрафа.

И, наконец, эксперимент 3

Так поступать категорически не рекомендуется, поскольку санкция в данном случае – лишение прав. Выезд на встречку с пересечением двойной сплошной полосы или подобное серьезное правонарушение с тем же наказанием. Можно просто поверить на слово тому, с кем это происходило в действительности. Взятки, берущиеся инспекторами в этих случаях, составляют десятки тысяч рублей, поскольку никому не хочется, чтобы их лишали прав.



4f19a578887e65d795ca7323ef2a22db.jpg
Какой вывод можно сделать из всех этих экспериментов?

Да тот, что подавляющее большинство коррупционных дел ведутся по-крупному. Берущие взятки инспекторы не хотят заниматься мелочной трудоемкой работой – тормозить нарушителей с копеечными штрафами, писать протоколы, торговаться за гроши. Они предпочитают работать по-другому. Весь день поспать, вечером проснуться, остановить кого-то, находящегося под небольшим градусом или совершающим другое правонарушение, караемое лишением прав. Поговорить с нарушителем, все ему втолковать и наварить тысяч десять или даже больше, завершив тяжелый трудовой день с чувством глубокого удовлетворения.


Знание всех этих особенностей работы дорожных инспекторов дает возможность автовладельцам спокойно ездить по дорогам нашей родины, нарушая правила там, где можно, и не нарушая там, где нельзя. В крайнем случае, на «помощь» всегда придут инспекторы, не любящие писать протоколы и работать «бесплатно». Все вышесказанное, кстати, не отрицает наличия на наших дорогах инспекторов, не берущих взяток.


Об особенностях коррупции в системе госзаказов

Ситуацию с нарушением прав на дорогах можно спокойно перенести на госзаказы. Там работают точно такие же люди, как и в автоинспекции – с той же планеты и с той же страны. Они тоже не хотят работать «бесплатно». И им очень не хочется рисковать за копейки. Если нынче идут тендеры стоимостью в 1, 5 или 10 млн. рублей, а на следующий день ожидаются стоимостью в 100 млн., когда начнут «пилить» бабки? Конечно, завтра. Поскольку «пилить» с одного миллиона особенно нечего. Средняя сумма отката, если верить различным источникам, составляет 10% от стоимости тендера. С одного миллиона получается 100 тысяч. Поделив эту сумму на 5 (число членов комиссии), получаем на человека всего 20 тысяч. Слишком маленькая сумма за риск лишиться работы, получить крупный штраф или даже сесть за решетку. По теории вероятности возможность попасться на откате прямо пропорциональна количеству откатов, следовательно, для коррумпированного служащего целесообразно если и рисковать, то на миллион, а не размениваться на мелочи. На практике это означает – подготовиться к одному крупному тендеру и наварить на нем сумму, которая обеспечит на несколько лет, чем ловчить постоянно с небольшими заказами и с относительно большим риском попасться.

Поэтому одним из действенных способов борьбы с коррупцией в системе госзаказов стало увеличение количества небольших (до 10 млн. рублей) контрактов. Положительный эффект в данном случае получился двойным – доступность аукционов для малого и среднего бизнеса и меньшая привлекательность для коррупционеров.


c54c2b31cdbfd041b5005e900db4e663.jpg
Электронные торги


Одним из самых удачных нововведений в системе госзаказов, на мой взгляд, стала система электронных аукционов. Действовать она начала с июля 2010 года, а начиная с января 2011 г., – была внедрена во всей России.


Каковы ее особенности?

Прежде всего, был подытожен весь неудачный опыт первой попытки электронных торгов, действовавших до конца 2010 года. Были выявлены и устранены основные недостатки. Такие, например, как отсутствие минимального шага аукциона, дававшего возможность торговаться практически до бесконечности, снижая ставки по копейке. Был введен минимальный шаг ставок, упростивший и ускоривший процедуру аукционов.

Был разработан и принят удобный и понятный функционал электронных аукционов, однотипный для всех площадок и доступный для понимания рядовому человеку. Мой личный опыт обучения пользования им показал, что достаточно потратить на него 1 день, чтобы разобраться во всех тонкостях его работы на любой площадке.

Заказчику стало намного тяжелее лоббировать «нужные» компании, поскольку он до последних секунд торгов не знает их участников.

Было ограничено количество электронных площадок, благодаря чему стало удобнее искать подходящие заказы.
Участие в электронных торгах сделали бесплатным.

Оплата осуществляется только при победе и составляет небольшую сумму в 3 тыс. рублей. Правда, ежегодное приобретение электронно-цифровой подписи (ЭЦП) остается платным. Оно обходится в 5-7 тыс. рублей.

Очень важное преимущество электронных аукционов – отсутствие бумажного оборота документов, позволяющее оперативно принимать участие в любом тендере на территории Российской федерации. Выгоды такого положения очевидны. Московским компаниям, к примеру, не нужно готовить пакет документов и доставлять его во Владивосток для участия в тамошнем тендере.


Итоги

Если подвести итог всему вышеизложенному, к каким выводам можно прийти?

Перефразируя известное выражение вождя «всех времен и народов», можно сказать – муниципальным и государственным заказчикам, извлекавшим незаконную выгоду из госзаказов, жить стало хуже, жить стало печальней. Электронные торги, через которые проходит большая часть всех закупок (80%), хотя и имеют некоторые технические недоработки, однако являются доступными, прозрачными и удобными. Они сильно затрудняют деятельность коррумпированных госзаказчиков, делая ее достоянием правоохранительных органов и общественности.

Система контроля ФАС, подкрепленная действенным механизмом штрафов, работает достаточно эффективно. В этом можно убедиться, ознакомившись с соответствующей правовой информацией.

Требование к госзаказчикам дробить 20% госзаказа на небольшие части с той целью, чтобы госзакупки стали доступны малому и среднему бизнесу, себя оправдало.

Усиливает положительный эффект и то, что участие в госзаказе является бесплатным – за исключением приобретения и установки ЭЦП. Это позволяет принимать участие в торгах индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, обладающими сравнительно небольшими финансовыми возможностями.

Окончательный вывод таков:

Какой бы критике не подвергалась сегодняшняя система госзаказов, средний и малый бизнес благодаря ей имеет хороший шанс существенно расширить объем своих продаж. Нужно всего лишь научится эффективно управлять своими затратами и обучить сотрудников практической работе на электронных аукционах.