Информационный портал по саморегулированию

Минстрой проталкивает забракованные поправки к Техрегламенту

Минстрой проталкивает забракованные поправки к Техрегламенту

Проект поправок в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений вновь привлекает к себе внимание. Хамит Мавлияров — заместитель министра строительства — не прекращает попытки продвинуть данный проект. Он снова отправил его во все возможные ведомства, отраслевые объединения и министерства.

Напомним, что предлагаемый законопроект фактически предлагает разрушить нормативную базу строительства в России. Кроме того, специалисты уверены, что документ противоречит установленным международным соглашениям.

Стало известно, что почти все адресаты солидарны в мнении касательно задумки Мавлиярова. Документ снова вызвал волну отрицательных ответов. Остается дождаться публикации сводного заключения на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей, чтобы ознакомиться с мнениями организаций.

Как Министерство строительства уже два года пытается внести поправки в Техрегламент

Минстрой России давно стремится навязать поправки к Техрегламенту. Заодно министерство хочет внести поправки в Градостроительный кодекс и изменить ряд других законов. В частности, в планах — наделение Минстроя РФ новыми функциями. Если предположить, что проект будет одобрен, то министерство сможет устанавливать нормативные правовые акты, которые обязательны для применения строительных норм. Кроме того станет возможным установление правил, добровольных для применения. Таким образом, Минстрой сможет регламентировать работу абсолютно всех ведомств и министерств, имеющих в своем ведение возведение объектов. К ним относятся: Минздрав, Минобразования, Минтранс, а также МЧС и др.

В то же время обсуждаемый законопроект множество раз был отклонен не только правительством РФ, но и всеми министерствами. Но, несмотря на это, спустя полгода, попытки продвинуть закон продолжаются. Новым министром строительства теперь является Владимир Якушев. А техническим регулированием в строительстве ведает его заместитель Хамит Мавлияров. Замминистра осуществил рассылку законопроекта своим письмом от 08.06.2018 № 25071-ХМ/08.

Также известно, что новые поправки к Техрегламенту вновь обсуждались 26 июня. В частности, их рассмотрели на заседании Научно-технического (ученого) совета ОАО «ЦНС», объединяющего основных экспертов в области нормотворчества строительной отрасли.

Что обсуждалось на заседании Научно-технического совета ОАО «ЦНС»

Члены НТС сформулировали единое мнение насчет предлагаемых поправок. В частности, на совете ОАО «ЦНС» констатировали:


  1. В России действуют перечни документов по стандартизации, которые не предусматривают предложенные в законодательном проекте строительные правила и нормы.
  2. Отсутствует обоснование изменения документов по стандартизации, которые широко известны и применяются на практике. Законопроект предлагает заменить установленные своды правил и национальных стандартов на совершенно другую документацию, а именно — строительные нормы и строительные правила. Данное предложение не только не обосновано, но и противоречит международной, а в частности, европейской, практике.
  3. Законопроект нарушает один из главных принципов Соглашения ВТО по техбарьерам в торговле касательно совпадения с деятельностью других органов по стандартизации, поскольку процедуры экспертизы документов по стандартизации (национальных стандартов и сводов правил) будут дублироваться Министерством строительства РФ при внесении в Федеральный реестр нормативных документов в строительстве.
  4. Продвигаемый законопроект устанавливает затратные административные барьеры для внедрения новейших строительных материалов, изделий, конструкций, а также инновационных технологий. В международной, а также в российской практике существует определенный порядок. Однако закон предполагает изменить его на такой способ подтверждения пригодности для применения в строительстве стандартизированных материалов, технологий и т.п., который предполагает закрыть глаза на отсутствие сведений об этих национальных стандартах в Реестре.
  5. Если запретить использовать национальные и межгосударственные стандарты (которые имеются в официальных перечнях документов по стандартизации), не включенные в Реестр, создастся большое техническое препятствие в торговле стран-участниц ЕАЭС, а также других государств. Если будет создан предложенный Реестр, это будет противоречить Договору ЕАЭС. Это положение вещей не будет иметь аналогов в практике других государств, а кроме того существенно ограничит использование новейших стандартов по строительству и проектированию. Вдобавок создание данного Реестра существенно затормозит внедрение инновационной стандартизированной продукции — изделий, технологий, стройматериалов, конструкций и так далее.
  6. Рассматривая предложенный законопроект, эксперты отметили коррупциогенные факторы и конфликт интересов. Такие выводы очевидны, поскольку Минстрой России выполняет целый ряд функций. Получается, что один и тот же орган исполнительной власти ответственен за:

    * утверждение строительных норм обязательного применения;
    * функции оператора Реестра;
    * создание экспертных комиссий по анализу нормативных документов в строительстве;
    * организацию разработки и экспертизу национальных стандартов, которые подлежат вторичному рассмотрению при включении в Реестр;
    * оценивание технической пригодности стандартизованных строительных материалов и изделий, если стандартов в Реестре нет.
  7. Если в системообразующей строительной отрасли применить новые виды нормативно-технических документов, произойдет дублирование и конфликт требований новых и вводимых документов.
  8. Минстрой России указал на то, что потребность финансовых расходов при принятии нового законопроекта — отсутствует, но это не так, часть расходов не была учтена.
  9. Законопроект ужесточит барьеры в сфере строительства и сделает невозможным использование современных стандартов в изысканиях, строительстве и проектировании.
  10. Если включить в действующие нормативные документы новые нормы и правила, это будет противоречить международным соглашениям РФ в техническом регулировании в ЕАЭС.

Законопроект не учитывает информационные ресурсы, созданные и финансируемые из государственного бюджета. Если же создать новый Реестр, он не только будет дублировать информационные фонды, но и потребует необоснованных вложений.

Такие выводы были сделаны относительно забракованных поправок к Техрегламенту. В результате выявленных проблем и несоответствий, остается непонятным, как Владимир Якушев мог допустить попытки продвижения такого закона от имени Минстроя РФ.

Короткая ссылка на статью: http://сросегодня.рф/~TLZuT